Главная » Статьи » Мои статьи

В гостях у сказки

Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг. Сказки входят в жизнь ребенка с детства и остаются с ними навсегда. Но сказки — это не просто развлечения, это развитие для ребенка. Рождаясь, ребенок уже содержит в себе некоторые ожидания и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям. Так можно сказать, что легкие                      ожидают кислорода, глаза ожидают света, уши ожидают звуковых волн, включая голос человеческий. И именно – через голос мамы начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в мире, получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваги и трусости. Именно через сказку знакомятся дети с понятием , что такое хорошо и что такое плохо, а значит закладываются моральные и духовные ценности. И без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу – это прежде всего, воспитание души.

А духовное богатство личности, как полагает В.А.                                                        Сухомлинский – это прежде всего часть духовного богатства нации.

Чтение сказок – один из важнейших педагогических воспитательных моментов. Сказки независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращается «в доброго героя» и вместе с тем, так же свободно возвращается в реальность. Он интуитивно чувствует . что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Наилучшим образом они отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира — все это ребенок радостно встречает в своей маленькой жизни.

Кроме врожденных ожиданий и приобретенных: чудесного и волшебного, у детей еще есть одна потребность –это подражать. Каждому ребенку хочется быть ловким, сильным, умным, добрым. А в сказке это все возможно, и поэтому они любят их, мечтают и представляют себя на месте добрых волшебников.

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и вместе радоваться, а это главный добродетель в человеке, без которого человек не человек. И цель сказочников воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу, как свою. И коль ребенок именно в раннем возрасте открыт и находиться в ожидании нового, мы взрослые должны всегда помнить об этом и научать его чувствовать, сострадать, любить и вместе с тем развивать природную фантазию через сказки, а как говорил К.И.Чуковский : -«Фантазия- есть ценнейшее качество ума человеческого, и ее нужно тщательно воспитывать с самого раннего детства – как воспитывают музыкальное чутье.»

«Сказка – это образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Дети не только любят сказку слушать, они создают ее. Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому что сказочные образы ярко эмоционально окрашены. Слово сказки живет в детском сознании, а создание фантастических образов – это самая благородная почва, на которой развиваются ростки мысли. Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости» — пишет В.А.Сухомлинский.

Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил . Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Все сказки можно разделить на несколько групп:

• сказки о животных: такие сказки очень привлекают детей, особенно младших дошкольников; в них героями являются животные, птицы и т.д., причем ведут они себя как люди: говорят, живут в домах, носят одежду, создают семьи — так в аллегоричной форме ребенок получает знания, формируются его моральные ценности, ведь любой ребенок всегда примет сторону обиженного зайчика, а не злой лисы;

• сказки о взаимоотношениях людей и животных: в редких сказочных сюжетах нет такой линии — люди заботятся о животных и они отвечают тем же; они могут разговаривать друг с другом, быть друзьями — так ребенок начинает понимать, что животные — это наши меньшие братья, и о них нужно заботиться; такие сказки также привлекают детей дошкольного возраста;

• сказки- притчи: такие сказки доступны восприятию детей только в старшем дошкольном возрасте, поскольку всегда содержат некую мораль (обычно в конце сказки); героями таких сказок могут выступать и люди, и животные, и даже какие-то неодушевленные предметы, «оживающие» в произведении;

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Анжела (20.02.2017)
Просмотров: 93 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Полезные ссылки
Категории раздела
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0